Главная / / Анонсы и Новости
Выступление Его Превосходительства господина Министра иностранных дел и сотрудничества для журнала «Международная жизнь»

Ваши Превосходительства,
Господин главный редактор журнала «Международная жизнь»,
Уважаемые члены Редакционного комитета,
Уважаемые дамы и господа,
Большой честью для меня было получить приглашение от престижного журнала «Международная жизнь», известного своими исчерпывающими и глубокими аналитическими публикациями, благодаря которым он стал знаком качества и приобрел известность.
Мне стало известно, что первая статья вашего журнала вышла в свет 90 лет назад. Давняя история вашего журнала, в частности, имеет важное значение в том плане, что она основывается на настоящем наследии различных публикаций, отражающих видение и точку зрения выдающихся политических деятелей, оставивших свой след в истории России, а также по той причине, что она обеспечивает предыдущим и будущим поколениям систему координат, является стимулом и обеспечивает ценный материал для размышлений.
Ваш журнал, без сомнения, способствует формированию мышления дипломатов и политических деятелей России, а также, благодаря своим аналитическим статьям и конференциям, предоставляет подходящую возможность для профессионалов и всех людей, увлекающихся политикой, используя которую, они могут ознакомиться с аналитикой, принять участие в дискуссиях и еще больше проникнуться идеями международной политики России и ознакомиться с ее подходами к значимым вопросам современности.
В этой связи я высоко ценю предоставленную журналом возможность обратиться к вам с речью и таким образом способствовать углублению обсуждения вопросов, связанных с Королевством Марокко, и ознакомить вас с выбранными им направлениями, определяющими внутреннюю и внешнюю политику страны. Я расскажу о различных нормативных и институционных реформах, которые внедрялись на протяжении нескольких лет и которые вывели страну на путь демократизации и учреждения правового государства на основе фундаментальных свобод. Я также не премину подчеркнуть вопрос о многочисленных вызовах, которым Марокко должно противостоять с учетом новых появившихся угроз, характеризующих наш взаимозависимый мир. Народные волнения, затронувшие регион, являются поучительным примером для того, чтобы Марокко продолжило свой путь к экономическому развитию, в центре которого лежит человеческий фактор.
Но перед этим я бы хотел остановиться на отношениях, которые связывают мою страну, Королевство Марокко, с Российской Федерацией. Я немного расскажу об особенности этих исторических отношений, о положительном развитии, которым они отмечены, о сегодняшнем состоянии сотрудничества, а также о перспективах. Также, само собой разумеется, мне будет очень приятно ответить на все вопросы, которые вам интересно будет мне задать.
1 – Прежде всего, особенный характер дипломатических отношений между Королевством Марокко и Россией обусловлен тем, что история их насчитывает более 200 лет и тем, что они всегда были отмечены знаком взаимного уважения и духом согласия по вопросам, представляющим общий интерес. Прочно закрепившись в истории, эти отношения непрерывно развивались, от этапа дружбы дойдя до уровня сотрудничества в различных областях и прочно укрепившись на стадии стратегического партнерства.
Этап дружественных отношений между Марокко и Россией восходит к 18 веку, когда марокканский султан Сиди Мохаммед Бен Абделлах и российская императрица Екатерина II решили предоставить своим кораблям равные привилегии, в том числе и защиту.
Данный период отмечен подписанием мирного договора и установкой дипломатических отношений, которые непрерывно существуют с тех пор, за исключением периода замораживания, через который они прошли по причине Второй мировой войны и большевистской революции 1917 г., и который закончился после того, как Марокко вновь приобрело свою независимость в 1956 г. Таким образом, отношения укрепились, чтобы затем взойти на уровень сотрудничества.
Этап сотрудничества начался с того момента, когда Марокко вновь приобрело независимость. Первой страной, признавшей его независимость, стал именно бывший СССР. Незамедлительно произошло восстановление дипломатических отношений на уровне Послов, после чего произошел обмен визитами Глав государств. Обмен визитами послужил стимулом для развития многопрофильного двустороннего сотрудничества, затронувшего торговую, культурную, научно-техническую, морскую и воздушную сферы. 1500 марокканских кадров прошли обучение в университетах и институтах бывшего СССР и в дальнейшем внесли свой вклад в развитие научно-технического сектора страны.
Двустороннее сотрудничество продолжилось после распада бывшего СССР, вследствие чего усилился политический диалог по многочисленным вопросам, представляющим общий интерес в сфере политики, экономики и культуры. Это было закреплено подписанием различных соглашений о сотрудничестве в технической, сельскохозяйственной, торговой, рыболовной областях, а также в области пищевой продукции, научных исследований и горнодобывающей промышленности. Такое масштабное сотрудничество не могло не привести к тому, что отношения еще более укрепились и достигли стадии стратегического партнерства.
Этап стратегического партнерства вписывается, таким образом, в логический и исторический контекст и отражает твердое намерение с обеих сторон еще больше укреплять двусторонние отношения и связи, объединяющие два народа. Декларация о стратегическом партнерстве, подписанная в 2002 г. Его Величеством Мохаммедом VI и Президентом Владимиром Путиным, значительным образом активизировала двустороннее сотрудничество и открыла путь для подписания двусторонних соглашений между торговыми палатами двух стран, деловыми структурами, исследовательскими центрами и техническими департаментами.
Данное Партнерство открыло множество направлений для обмена и сотрудничества, выгодных для обеих экономик, которые вышли за рамки торговых сделок и затронули такие сферы как инвестиции, туризм, новые технологии, рыболовство, равно как и другие значимые проекты экономического развития: возобновляемые источники энергии, теплоэлектростанции, гидравлические плотины.
2 – Марокко гордится тем, что является одним из ведущих торговых партнеров России в арабском мире и в Африке с объемом товарообмена, который в 2011 г. достиг двух миллиардов долларов, вместе с тем отдавая себе отчет в том, что эта цифра пока еще не достигла реального уровня, который может быть достигнут благодаря тем возможностям, которые открыты для обеих стран.
По этой причине Марокко сегодня убеждено в необходимости разнообразить направления обмена и исследовать все возможности для сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Деловой климат, благоприятный для российских инвесторов, налоговое стимулирование, политическая стабильность и открытость марокканской экономики для всего мира – это факторы, которые не могут не укрепить данное партнерство.
Уважаемые дамы и господа,
3 – Говоря о политической стабильности и больших возможностях в области инвестиций, было бы уместно, на мой взгляд, затронуть здесь вопрос относительно процесса демократизации, начатого Марокко несколько лет назад, и вопрос политических реформ, которые оно внедрило и которые отличают его в какой-то степени от других стран региона и объясняют то, почему «Марокко является исключением», как некоторые позволили себе его назвать после наступления событий арабской весны.
Принятие реформ в Марокко было осуществлено на основе интеграционного подхода, сочетающего в себе, с одной стороны, глобальный, национальный и локальный аспекты, и, с другой стороны, общей и частный аспект. Реформы базируются на обширном опыте, на институционных, цивилизационных и юридических особенностях, в частности следующих:
- Принадлежность нации к древнейшей истории, что обуславливает единство национального самосознания и сплоченность различных ее составляющих;
- Историческая давность монархического режима, берущего начало в 12 веке, и его трансформация в символ законности политического режима, непрерывности марокканского государства, гаранта духовных ценностей, защитника национально единства и суверенности, а также вдохновителя стратегий реформ и развития.
- Поддержание общественного мира путем избегания авторитарных и автократических режимов, запрета однопартийной системы, учреждения многопартийности и уважения свободы самовыражения.
Именно на основе этих вечных ценностей Марокко под Высоким Покровительством Его Величества Короля Мохаммеда VI приступило к активной деятельности, направленной на демократическое и социальное развитие посредством создания новых институтов и внедрения многочисленных разноплановых и смелых реформ, среди которых принятие нового определения власти, реформа Семейного Устава в 2004 г., интеграция берберской культуры амазиг в качестве фундаментальной составляющей национальной культуры (2001 г.) и создание органа Равенство и Примирение (2004 г.), что позволило учредить новую модель переходной юстиции и порвать с прошлым.
На этой основе Марокко смогло постепенно придать динамику политическому процессу через укрепление роли партий, профсоюзов, гражданского общества, а также при помощи других механизмов и органов контроля в различных сферах.
В целом, с момента приобретения независимости Марокко начало процесс реформ, который ускорился к концу 90-х годов. Данные реформы затронули политическую и экономическую сферы. Кульминационным моментом стало принятие новой Конституции в июле 2011 г.
Таким образом, она является результатом динамики реформ, появление которого не стало дожидаться «Арабской весны». Конституция представляет собой итог долгой работы по внедрению институционных и нормативных реформ, затрагивающих сферу свобод и институтов.
Текст, отражающий новые реформы, был одобрен мировыми державами и международными инстанциями, учитывая важность его вклада в развитие путем создания новых институтов с целью продвижения идеи надлежащего управления, а именно Совета по вопросам конкуренции, Верховного Совета судебной власти, Конституционного суда, Верховного Совета магистратуры, Верховного Совета безопасности, Консультативного Совета по делам молодежи и общественных организаций, Центральной инстанции по предотвращению коррупции, Совета по экономическим, социальным и экологическим вопросам, Национального Совета по правам человека.
Новая Конституция укрепила роль Палаты Представителей в отношении законодательства и контроля и усилила власть Главы Правительства. В ней также закреплены положения о разделении властей и независимости судебной власти, о повышении нравственности общественной жизни и о борьбе с коррупцией.
Цель данных реформ – продолжать процесс демократизации и осуществлять развитие страны посредством интеграционного и многопланового подхода, в центре которого развитие человеческой личности и который основан на реформированном типе территориального управления, учитывающем местные особенности и полностью соблюдающем положения проекта автономии, который Марокко предложило населению своих южных провинций.
В этом отношении Его Величество Король объявил о внедрении масштабной институционной реформы на основе национальной модели регионализации, а также о создании Консультативной Комиссии по регионализации (CCR) на благо всех регионов Королевства, включая регион Сахары. Проект расширенной автономии этого региона, предложенный Марокко и оцененный инстанциями ООН в качестве серьезного и надежного, позволит прийти к реалистичному политическому решению на основе желаний населения, затронутого данным вопросом, и завершить раз и навсегда этот искусственный конфликт, заложником которого является интеграция магрибского субрегиона и развитие его населения.
Уважаемые дамы и господа,
4 – В политическом плане, кроме национального вопроса относительно Марокканской Сахары, о котором я только что говорил, мне бы хотелось также затронуть еще один момент, являющийся приоритетом внешней политики Марокко, а именно создание магрибского пространства. Этот выбор объясняется реальным стремлением способствовать вместе со своими магрибскими партнерами усилению сплоченности стран Арабской Лиги, приступив к оздоровления магрибских отношений и вступая в новый период, нацеленный на будущее.
Сегодня, когда вопрос безопасности этого региона стал критическим по причине террористической угрозы и различных видов незаконной торговли, которые здесь практикуются, в частности, в районах южнее Сахары, магрибская интеграция остается необходимостью. Магрибская интеграция позволит укрепить сотрудничество в области безопасности, а также экономики, так как взаимодополняемость является главным козырем и предлагает решения актуальных вопросов развития стран и народов региона.
Марокко всегда работало и продолжает работать на благо укрепления отношений со странами Магрибского союза. Оно также убеждено в том, что диалог является подходящим способом положить конец разногласиям, преобладающим в регионе, и сделать из него стабильный, процветающий и развитый регион.
5 – С другой стороны, также в рамках своей внешней политики, Марокко рассматривает вопрос Ближнего Востока в качестве важного постоянно действующего фактора, что доказано его приверженностью в пользу палестинского вопроса, достижения справедливого и долгосрочного мира на Ближнем Востоке, в частности, в пользу защиты права палестинского народа на свободу, стабильность, благополучие и создания независимого и жизнеспособного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.
В качестве Председателя Комитета Аль-Кодс Его Величество Король Мохаммед VI направил значительные усилия на то, чтобы добиться цели, широко одобренной международным сообществом, а именно создания независимого палестинского государства.
6 – Кроме того, учитывая тот факт, что Марокко на данный момент является непостоянным членом Совета Безопасности, оно не щадит усилий для того, чтобы способствовать поддержанию международного мира и безопасности. Его присутствие в исполнительном органе ООН в качестве единственной арабской страны и его конструктивная позиция доказывают, что оно разделяет идею защиты справедливости в арабо-мусульманском мире. В частности, что касается сирийского кризиса, Марокко демонстрирует твердое стремление преодолеть данный кризис, положив конец насилию и защитив национальное единство и территориальную целостность этой братской страны. Наше сильнейшее желание состоит в том, чтобы план г-на Кофи Аннана, во многом вдохновленный арабской инициативой, был полностью применен для того, чтобы сирийский народ мог жить в спокойных и достойных условиях.
Другие фундаментальные вопросы, являющиеся приоритетными для действий Марокко в Совете Безопасности, это укрепление мира, стабильности и безопасности в Африке, усиление отношений солидарности между Нациями, в частности, отношений Север-Юг и Юг-Юг, сотрудничество, направленное на развитие и защиту Прав Человека. Марокко счастливо углублять договоренность с Российской Федерацией по значимым вопросам, по которым наши точки зрения близки или совпадают.
Уважаемые дамы и господа,
7 – Марокко, сознавая глубокие корни своей африканской принадлежности, с момента приобретения независимости привержено укреплению исторических, культурных отношений, и отношений сотрудничества с африканскими странами.
Внешняя политика Марокко с самого начала была отмечена решительной и солидарной поддержкой освобождения африканских стран от колонизации, а также его поддержкой инициатив по развитию посредством внедрения и конкретизации сотрудничества юг-юг. Стратегической целью марокканской дипломатической деятельности является возведение сотрудничества с африканскими странами на уровень настоящего партнерства, действенного и солидарного. Именно с учетом данной перспективы многочисленные соглашения о сотрудничестве придали новую динамику отношениям с этими братскими странами, а также импульс сотрудничеству Марокко с остальной частью Африки.
8 – Что касается отношений с другими региональными группами, в частности европейско-средиземноморской, по причине близкого расположения Марокко к этим регионам оно реализовывало работу, направленную на углубление отношений между двумя побережьями Средиземноморья и поддержало учреждение Союза для Средиземноморья.
Эти усилия по развитию и политика доброго соседства привели его к заключению ряда соглашений о сотрудничестве с ЕС и со средиземноморскими странами, которые служат на благо его планов в области безопасности и развития.
Уважаемые дамы и господа,
9 – В экономическом плане, Марокко давно сделало выбор в пользу либерализации экономики, что нашло выражение в подписании многочисленных Соглашений о свободной торговле с различными странами, приватизации и улучшении конкурентоспособности национальной экономики. Кроме того, стабильность макроэкономических рамок и развитие финансового сектора позволили Марокко приобрести некоторую устойчивость перед лицом международного финансового кризиса. При этом Марокко смогло увеличить свою привлекательность благодаря устойчивому развитию промышленного сектора, а именно малых и средних предприятий, а также путем улучшения делового климата.
Его политика развития основывается на 4 фундаментальных аспектах, на усилении роста, укреплении роли Марокко в качестве регионального полюса инвестиций и экспорта, продвижении механизмов солидарности и увеличении производительности экономических операторов.
Политический и социальный климат Марокко, характеризующийся демократизацией и открытостью, позволил государству задействовать крупную часть инвестиционного бюджета на развитие принимающей инфраструктуры, в частности, амбициозных проектов по строительству автодорог, портов, железных дорог и аэропортов.
В Марокко были также запущены стратегии в различных секторах, направленные на увеличение привлекательности и конкурентоспособности экономики, посредством принятия программ в различных областях, в частности, Промышленного Плана, Плана Vision 2020 в сфере туризма, Maroc Vert в сфере сельского хозяйства, Halieutis в рыболовной сфере, а также Национальной стратегия в области энергетики, и, кроме того, не будем забывать о транспортной и логистической сферах, а также о проекте Maroc Numérique (Цифровое Марокко).
В дополнение к значительному политическому фундаменту, которым оно обладает, Марокко следует капитализировать накопленный опыт, особенно с учетом контекста переходного периода в субрегионе и его приверженности процессу укрепления магрибской интеграции.
Кроме того, по инициативе Его Величества Короля Мохаммеда VI Марокко внедрило с целью укрепления механизмов солидарности Национальную Инициативу по развитию человеческих ресурсов, которая усилила социальную сплоченность посредством поддержки деятельности, приносящей доход, помощи лицам, находящимся в уязвимом положении, развития территориальной солидарности путем интеграции регионального подхода в общественную политику.
С целью увеличения производительности операторов был реализован ряд мер, таких как снижение налога на предприятия на 30%, уменьшение маргинальной ставки на прибыль с 42 до 38%, а также меры по сопровождению всех типов предприятий, как на налоговом, так и на операционном уровне. В то же время развитие человеческих ресурсов остается в центре политики укрепления производительности экономических операторов посредством реформирования системы образования и подготовки кадров, а также приведения образования в соответствие с нуждами промышленного, сельскохозяйственного, энергетического и туристического секторов.
Уважаемые дамы и господа,
10 – Большой проект реформ, внедренных более десяти лет назад, олицетворяет новую эру в создании современного марокканского государства, в основе которого лежит конституционная, демократическая и общественная монархия, и опорами которого являются укрепление правового государства и его институтов, приверженность принципу разделения властей, усиление верховенства закона и справедливости правосудия.
Этот выбор, сделанный Королевством Марокко, за который оно осознает все ответственность, приведет его к реализации целей, направленный на развитие и процветание, а также поможет ему противостоять многочисленным вызовам этого мира, который становится все более и более взаимозависимым.
Внутренняя политика Марокко укрепляется с помощью внешней политики, сформированной вокруг принципа суверенного равенства государств, уважения их территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государств и применения мирных средств урегулирования разногласий, что заключено, в свою очередь, в рамки многосторонности и соблюдения международной законности.
Вот те принципы, которые лежат в основе внешней политики моей страны и которые разделяет Российская Федерация, принципы, которыми руководствуется Королевство в своих действиях и в своей политике соседства и сотрудничества с различными странами.
Благодарю Вас.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright (c) 2009 Morocco Embassy. All rights reserved.